Это сборник рассказов ужасов, включающий в себя произведения самых разных авторов, от Диккенса до Кинга.
Большая часть рассказов, если так можно выразиться, классические: привидения, кладбищенские крысы, нежить, безумцы в уединенных особняках, несущие опасность видения из далекого прошлого и так далее. Впрочем, это ни в коем случае не означает, что сборник неинтересен, напротив - эти темы, столетиями впечатляющие человека, в большинстве случаев обыграны превосходно, плюс и оригинальные истории тоже встречаются.
Во многих рассказах нет четкого объяснения происходящему, пользуясь выражением Стивена Кинга из одного из его предисловий (не к этой книге) - "события происходят просто, потому что происходят". В романах мне такой подход не очень нравится, но для ужастиковых\мистических коротких историй он идеален, ибо создает ощущения краткой зарисовки реальных событий, рассказанных случайным очевидцем.
Конечно, я, объевшаяся за свою жизнь ужастиками всех мастей, не скажу, что сборник меня напугал, но читать его было определенно интересно.
Все рассказы "поименно" расписывать не буду, но все же напишу краткие аннотации на те, которые особенно понравились.
читать дальше
Первым делом не могу не упомянуть моего любимого кинговского "Страшилу" ("И пришел бука").
Это исповедь человека, винящего себя в смерти собственных детишек, и рассказывает он свою историю психотерапевту. По мнению пациента, некто из шкафа, отвратительное, шлепающее склизкими конечностями существо, убило его детей... бред? Возможно... а может, и нет. Обожаю этот рассказ за психологизм и прекрасную концовку.
Также прекрасен "Каток"\"Мясорубка" (тоже авторства Стивена Кинга) - об автомате под названием гладильщик-упаковщик, поставленном в прачечной, автомате, вокруг которого происходят совершенно жуткие события... Что мне здесь особенно нравится - это элемент случайности, ведь не сложись ряд факторов именно таким образом, никакого кошмара не приключилось бы.
"Венера Илльская"
Господин де Пейрорад, антиквар из провинции, обнаружил в земле своего рода клад - медную статую Венеры, выполненную в весьма своеобразной манере. В ней не было ничего общего со сдержанной, спокойной красотой античных статуй. Лицо этой Венеры, невыразимо прекрасное, каждой черточкой выражало жестокость и бессердечие. Надпись на постаменте гласила "берегись любящей". Что бы это означало? И почему ее создали именно такой - прекрасной дикой, свирепой, пугающей красотой? Местные работяги считают найденную Венеру злой и уверены, что она заставляет смотрящих на нее опускать глаза.
Тем временем в имении де Пейрорада готовятся к свадьбе, и за день до торжества жених совершает некий опрометчивый поступок, связанный с медной красавицей...
Рассказ вроде довольно несложен, но описания Венеры и вызываемых ею эмоций просто зачаровывает.
Иллюстрация из книги
"Распутная монахиня",
Инженер-строитель Андерс принимает участие в проекте по сносу исторического комплекса, известного как Казармы Иезуитов. То бишь, сперва надо из этого комплекса извлечь все, представляющее историческую ценность, а потом снести здания. Когда работы дошли до определенного этапа, Андерс начал слышать по ночам странные звуки: женские крики и топот бегущих ног. Набравшись храбрости и выйдя на улицу, он увидел женщину в развевающемся сером одеянии, убегающую от толпы разъяренных мужчин, в одеждах, модных несколько веков назад. Добравшись до церкви, входившей в Казармы иезуитов, и дама, и ее преследователи бесследно исчезли. Вскоре наш герой узнает, что до иезуитских казарм в здании размещался женский монастырь, о котором ходила дурная слава... а затем он находит некий старинный портрет и с этого момента события выходят из-под контроля.
Чем особенно хорош этот рассказ - непонятно, то ли спятил главгерой, то ли имело место нечто мистическое, то ли первое явилось следствием второго, то ли...в общем, загадочно.
"Комната в башне"
Главному герою вот уже пятнадцать лет снится один и тот же сон: он приезжает в гости к своему однокласснику, они пьют чай с его семьей, а потом мать семейства говорит ему : "Я приготовила вам комнату в башне"... и он поднимается в эту комнату с ощущением грядущего кошмара. Сон на удивление реалистичен, например, персонажи стареют, устраивают личную жизнь, умирают...
Время идет, и главгерой и не подозревает, что однажды ему придется таки столкнуться с ужасом комнаты в башне лицом к лицу.
"Палевый пес"
Фотограф на своей машине случайно сбил собаку кинозвезды. Дама сперва расцарапала ему физиономию, но затем поняла, что это был несчастный случай и водитель огорчен не меньше, пригласила в дом и даже позволила сделать пару снимков.... А вскоре после возвращения домой к нашему герою является полиция и арестовывает его за убийство...самой кинозвезды. Но как же так, ведь он твердо уверен, что убил собаку...
Опять же - непонятно, поехала у главгероя крыша, или имеет место мистика.
"Да покоится она в мире"
Маргарет Клэвер молода и очаровательна, и нет ничего удивительного, что новый доктор сразу же в нее влюбился. Он счастлив видеть ее почаще, однако озабочен состоянием ее слабого сердца, а также странными обмороками и прогулками во сне. Вскоре он предполагает, чтоб состояние Маргарет каким-то образом связано с ее давно умершей родственницей - Элспет Клэвер, чье надгробие, в отличие от покрытых цветистыми эпитафиями памятников других почивших Клэверов, украшено одной скромной надписью "да покоится она в мире".
---
В общем, если вы не прочь прочитать классическую, если можно так выразиться, ретро-мистику, то этот сборник вам понравится.