Грег Айлс "Кровная связь" и "Смерть, как сон"
О чем: Кэтрин Ферро - судмедэксперт-консультант. Она отлично знает свое дело, злоупотребляет алкоголем, сидит на психотропных препаратах и спит с женатым детективом из убойного отдела. В контексте последнего нет ничего удивительного в том, что весть о беременности повергла ее в полный душевный раздрай. Чтобы успокоиться, Кэтрин сбегает в родовую усадьбу на берега Миссисипи. Случайно она обнаруживает кое-что новое в деле об убийстве своего отца, совершенном, когда ей было восемь, и так и не раскрытом. После смерти отца Кэт год не разговаривала и до сих пор ничего не помнит о той ночи.
Несмотря на приступы паники и тревожные состояния Кэтрин помогает полиции с делом странного серийного убийцы - его жертвами становятся мужчины от среднего до пожилого возраста, они парализованы выстрелом в позвоночник, жестоко искусаны и добиты выстрелом в голову. В определенный момент оказывается, что Кэт Ферро связана с этим делом не только как консультант - возможно, гибель ее отца имеет отношение к нынешним событиям, а корни непростой ситуации следует искать в далеком прошлом.
Книга понравилась.
В первой четверти доминирует психологическая составляющая, а детектив служит только фоном. Айлс глубоко, с чувством рассказывает о Кэтрин, чья жизнь с юности шла, как попало - алкоголь, наркотики, связи "не с теми" мужчинами, неодобрение именитых родственников, проблемы с психикой и суицидальные наклонности... Точнее, Кэтрин сама об этом рассказывает - и снова повествование от лица женщины выполнено великолепно (как и в книге "Смерть, как сон"), не сомневаешься, что это действительно говорит молодая женщина, не очень счастливая, но желающая изменить свою жизнь, говорит с иронией, горечью и надежной.
Во второй четверти романа ситуация меняется и на передний план постепенно выходит детективная сторона. Которая также на высоте.
Интересны персонажи - и не только главная героиня, но и второстепенные герои, автор не утруждается тщательным описанием характера, но это и не нужно: несколькими фразами и штрихами он придает им яркость и реалистичность.
Проблема, составляющая суть интриги, затронута автором не с целью эпатажа, чувствуется более глубокое отношение - да, он обыграл ее в своей книге, но ощущается, что преступления такого рода не оставляют его равнодушным. Я недолюбливаю авторов, которые расписывают самую, на мой взгляд, ужасную категорию преступлений, с явной целью придать книге остроту, но ни сострадания, ни понимания всего кошмара ситуации, не чувствуется - для них это просто слова, просто сюжет. У Айлса все по-другому, поэтому зацепило.
Рассуждения о подавленных воспоминаниях довольно интересны - еще один плюс. В главах об отчем доме Кэтрин превосходно передана атмосфера атмосфера Луизианы, старомодной и провинциальной жизни на берегах Миссисипи, где из скелетов в шкафах благопристойных граждан можно составить целую армию.
Стиль напоминает Лесли Форбс.
"Кровная связь" - это психологический триллер, книга не только о поиске и поимке преступника, а в первую очередь о людях и о причудливых поворотах судьбы.
Фотожурналистка Джордан Гласс, случайно оказавшись в музее живописи в Гонконге, с изумлением видит среди серии полотен "Спящие женщины" портрет своей сестры, бесследно исчезнувшей год назад.
Вскоре выясняется, что натурщицами неизвестного художника были женщины, в разное время пропавшие в Новом Орлеане.
Неужели художник и таинственный похититель - один и тот же человек?
Ответ на этот вопрос пытается найти не только Джордан Гласс, но и психолог-криминалист Артур Ленц и спецагент ФБР Джон Кайсер.
Однако преступник идет на шаг впереди, и наступает момент, когда из охотницы журналистка едва не превращается в жертву...
Повествование ведется от лица самой Джордан, она - сильная личность, что неудивительно, если вспомнить ее ремесло, поэтому и рассказывает она обстоятельно, но четко, "без воды и лирики", даже краткие экскурсы в прошлое не ностальгически-расслабленные, а деловитые и по существу. Мне это понравилось - не эмоционально оформленный психологизм, например, Софи Ханны, а ощущение бури чувств, тщательно сдерживаемых, чтобы не отвлекаться от сути. И это цепляет больше напористого драматизма.
Сюжет выстроен эффектно, начало интригует - не трупы, а картины, не псих с топором, а художник, который, может, по совместительству и похититель и убийца, а может, и нет...
Помимо детективного сюжета меня затронула и другая сторона вопроса: кажется, люди, покупающие картины с предположительно мертвыми женщинами, обладают не менее извращенным восприятием, чем человек, эти картины рисующий. Нет, большинство из нас не прочь взглянуть одним глазком на что-нибудь шокирующее, но вешать у себя над камином полотно с голой покойницей, на мой взгляд, не вполне адекватно.
В общем, интересно со всех сторон, и детективной, и психологической. Уже упомянутая мной манера рассказа главной героини обуславливает динамичность, быстрое развитие событий.
Эта книга Айлса мне понравилась больше предыдущих ( я читала "Заложники страха" и "Истинное зло"), она более живая, интригующая.
Мужчина, пишущий от лица женщины - не редкость, но не у всех это хорошо получается. Айлс оказался на высоте, вероятно, отчасти и благодаря сильному характеру главной героини - такой склад личности принято называть мужским.
В книге прекрасно соблюден баланс между прямолинейностью и психологическими завихрениями, и в результате вышло то, что надо, не туповатый и предсказуемый детектив, но и не современная проза с элементами детектива - в романе "Смерть как сон" всего в меру.
Мне, как любительнице триллеров, очень понравилось.